Клуб любителей фантастики "Феникс"
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 2«12
Форум » основной раздел » фантастика » Словарь писателей фантастов (Здесь представлены писатели фантасты)
Словарь писателей фантастов
ZelchikДата: Вторник, 24.02.2009, 21:22 | Сообщение # 16
почетный член клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 404
Репутация: 9
Статус: Offline
Павел ВЕЖИНОВ 1914-1984
Болгарский писатель П. Вежинов - исследователь человеческой души и внимательный летописец современности. В его творчестве есть и фантастика, и такие произведения, где к изображению реалистических событий примешивается литературная условность. В числе последних- широко известная повесть "Барьер" (1977) - о девушке, живущей в воображаемом мире и обладающей удивительной способностью летать.
Первая книга фантастических произведений П. Be-жинова - "Синие бабочки" - появилась в 1978 г. В повести, давшей название сборнику, писатель стремился показать, каким необычным может выглядеть мир вне-земной цивилизации и как важна проблема контакта с ним. Исследователь Алек, пилот Казимир, робот Дирак после шестнадцатилетнего путешествия в межпланетном корабле попадают на планету, которую населяют поражающие своей красотой огромные синие бабочки. Во время странствий по планете земляне начинают постепенно устанавливать взаимопонимание с этими удивительными существами, оказавшимися разумными.
К научной фантастике относится и "Гибель Аякса" (1977) - роман о судьбе огромного звездолета "Аякс", долгие годы летящего в Космосе с большой группой исследователей на борту. Главный герой отправился в это странствие совсем ребенком и прибывает на планету Тис в созвездии Кассиопеи взрослым человеком. Планета предстает перед путешественниками загадочным, совсем замерзшим миром, где почти нет населения. Лишь слабые следы указывают на то, что в прошлом это был мир цветущий. Последние обитатели планеты укрылись в старых шахтах. Они совместно с землянами пытаются найти способ оживить планету. Но наиболее приемлемый для планеты выход грозит звездолету "Аяксу" гибелью- и решение дается нелегко.
Фантастическая история, происшедшая с героем рассказа "Однажды осенним днем на шоссе" ("Однажды осенью"), - это один из вариантов возможных контактов с пришельцами из внеземных миров в привычных условиях земной повседневности в самый неожиданный момент.
 
ZelchikДата: Вторник, 24.02.2009, 21:22 | Сообщение # 17
почетный член клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 404
Репутация: 9
Статус: Offline
Курт ВОННЕГУТ Род. в 1922 г.
Американский писатель-фантаст К. Воннегут показы¬вает в своих произведениях печальные последствия, к которым может привести дальнейшее развитие науки и техники в условиях капиталистического общества. Писа¬тель отвергает претензии США на роль лидера в соци¬альном развитии, говоря с подчеркнутой иронией, что достижения научно-технической революции при капита¬лизме оборачиваются безрадостной для многих людей «техноидиллией» — Epluribus unum» («Из множества—> единство»), «Нет большей насмешки, — замечае: он,— чем писать на ассигнациях этой лопнувшей Утопии „Epluribus unum", потому что каждый до нелепости бо¬гатый американец есть воплощение той роскоши, тех привилегий и удовольствий, которые недоступны боль¬шинству».
К. Воннегут вступил в литературу в 1952 г., когда вышел в свет его роман «Утопия 14» (в подлиннике— «Механическое пианино»), В нем продолжены в сравни¬тельно недалекое будущее — конец XX—начало XXI в. — тенденции, характерные для социально-экономического развития США середины XX в. Чрезмерно развитые ав¬томатизация и кибернетизация производства в условиях государственно-монополистического капитализма как бы вытесняют человека с Земли. Огромные массы людей теряют работу, становятся лишними, никому не нужны¬ми. Главные герои —доктор Пол Протеус и Эд Финнер-ти— пытаются поднять народ на восстание, но они при¬зывают лишь к возвращению назад, к социальным по¬рядкам XIX в.
Гибель планеты из-за безответственности гениально¬го ученого и воспользовавшихся его открытием полити¬ческих авантюристов изображена в романе «Колыбель для кошки» (1963).
Элементы фантастики есть в произведении «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1969), где кар¬тины последних месяцев второй мировой войны (лагерь для военнопленных в Германии, варварская бомбежка англо-американской авиацией Дрездена в феврале 1945 г.) вклиниваются в эпизоды послевоенной жизни героя романа Вилли Пилигрима в США, перемежаются его служебными и семейными делами, фантастическими странствиями на планету Тральфамадор. Произведение исполнено глубокого гуманизма и направлено против милитаристов, тех, кто ради своей выгоды уничтожает тысячи людей или делает их калеками. Близки по стилю а обличительному пафосу к «Бойне номер пять...» рома-;Ны «Дай вам бог здоровья, мистер Розуотер, или Не ме¬чите бисера перед свиньями» и «Завтрак для чемпио-Вов».
Среди рассказов К. Воннегута интересен «Эффект Барнхауза»— о гениальном открытии, давшем человече¬ству власть над материей. Герой рассказа, от имени ко¬торого ведется повествование, называет силу, открытую профессором Барнхаузом, «динамопсихизмом». Профес¬сор готов принести свое открытие в дар стране. Но когда американские военные вознамерились применить «эф¬фект Барнхауза» во время военных маневров, ученый восстал против этого.
 
ZelchikДата: Вторник, 24.02.2009, 21:23 | Сообщение # 18
почетный член клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 404
Репутация: 9
Статус: Offline
Гарри ГАРРИСОН Род. в 1925 г.
Американский писатель Г. Гаррисон работает в раз¬ных областях научной фантастики. В его творчестве про¬являются ярко выраженные критические тенденции — непримиримое отношение к ущемлению человеческих и гражданских прав, к расовой дискриминации, гангсте¬ризму.
Первое произведение писателя появилось в печати в 1951 г. Ранние рассказы и повести носили развлекатель¬ный характер, были полны ошеломляющих приключений и невероятных событий. Динамичный сюжет сохраняет¬ся и в более поздних произведениях, где возникают со¬циальные и философские проблемы.
События романа «Неукротимая планета» (1960) про¬исходят в поселениях землян на затерянной далеко в Космосе планете Пирр, которую один из поселенцев ха¬рактеризует так: «Пирр и человек —несовместимые ве-щи... Сила тяжести вдвое больше нормальной. Темпера¬тура за день колеблется от арктической до тропической. На Пирре что растения, что животные — это же чистые гангстеры. Они без конца сражаются с родной планетой и друг с другом..,». Такова планета, куда прилетает ге¬рой романа Язон дин Альт и где ему приходится участ¬вовать в борьбе жителей города-крепости с обитателями джунглей. Он видит, что только предубеждения людей, отсутствие их доброй воли привели к такой жестокой схватке с природой и что эта вражда в конечном итоге оборачивается против землян-космонавтов. Писатель по¬казывает, как у Язона, появляются единомышленники, разделяющие его убеждения, как вместе с ними ведет он напряженную борьбу за мир на планете.
Полна юмора и выдумки «Фантастическая сага» (1967) —веселая приключенческая повесть о том, как, используя недавно изобретенную ученым машину време¬ни, голливудская экспедиция снимает фильм об открытии древними скандинавами Америки. Отправившись в эпоху викингов, кинодеятели воспроизводят по имею¬щимся историческим данным события, связанные с дав¬ними плаваниями через океан. Закончив фильм, вернув¬шись в наше время, они находят целый ряд свидетельств [о том, что в сагах отразились события, связанные с пре¬быванием в далеких временах их собственной киноэкс-' педиции.
Во многих рассказах Г. Гаррисона остро проявляется сатирическая социальная направленность. Автор крити¬кует технократические идеи буржуазных футурологов в рассказе «Рука закона», изображая робота, несущего полицейскую службу. Герой рассказа «Немой Милтон» конструирует необыкновенный прибор, который может сделать переворот в мировой энергетике. Но изобрета¬тель-негр погибает от руки расистов, а вместе с ним ис¬чезает и тайна гениального изобретения. В рассказе «Портрет художника» показана судьба человека, заме¬щенного в своей деятельности автоматом. Многие рас¬сказы посвящены космической теме («Тренировочный полет», «Отверженный», «Смертные муки пришельца» и др.).
 
ZelchikДата: Вторник, 24.02.2009, 21:24 | Сообщение # 19
почетный член клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 404
Репутация: 9
Статус: Offline
Роджер Желязны (1937 г. р.) – многократный лауреат самых престижных премий в жанре фантастики («Небьюла», «Хьюго»). Сам Роджер американец, но его предки выходцы из Польши, отсюда такая оригинальная фамилия. Первое издание «Хроник Эмбера» - одного из лучших романов Роджера Желязны – появилось в России при весьма любопытных обстоятельствах. В 1990 году в Ленинградском отделении издательства «Художественная литература», в невыразительной бумажной обложке, за счет средств переводчика М. Гилинского, тиражом 5030 экз. увидели свет две части «Хроник». Сейчас это популярный, издаваемый огромными тиражами, автор.
 
ZelchikДата: Вторник, 24.02.2009, 21:24 | Сообщение # 20
почетный член клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 404
Репутация: 9
Статус: Offline
Генри КАТТНЕР 1914—1958
Генри Каттнер — один из тех американских фанта¬стов, которые стремятся разобраться с помощью фантастики в сложных проблемах реального мира. Самобыт¬ный юмор, человечность героев Каттнера, вера писателя в социальный прогресс, в неизбежность нравственной победы сил добра и справедливости отличают его твор¬чество.
В юности он работал в литературном агентстве на своей родине — в Калифорнии, зачитывался научно-фан¬тастическими журналами. В одном из них в 1936 г. по¬явился и первый фантастический рассказ начинающего автора.
Большинство произведений Каттнер написал в соав¬торстве со своей женой Кэтрин Л. Мур, обладавшей по¬началу солидным в сравнении с ним литературным опы¬том. Позже Каттнер сам помог войти в фантастику Р. Брэдбери, выправив и переписав несколько его ран¬них рассказов.
Большую известность получил цикл рассказов Кат¬тнера о Хогбенах—семье мутангов, чьи образы восходят к гротескным, полным своеобразной иронии во взгляде на реальность кельтским сказкам. Непосредственные, работящие, обладающие рядом сказочных способностей Хогбены живут тысячелетиями, неустанно восхищаясь разнообразием окружающего мира. «Мы — Хогбены, других таких нет», — гордо говорят они о себе в расска¬зе «Профессор накрылся». И этому семейству, действи¬тельно, есть чем гордиться: одни из них умеют летать по воздуху, общаться между собой с помощью телепатиче¬ского контакта, другие — становиться невидимыми, инту¬итивно строить сложнейшие сооружения и механизмы, вплоть до атомных котлов («Котел с неприятностями»). «Молодой», по меркам семейства мутантов, Сон к Хогбен, от лица которого ведется повествование, с большой долей иронии сообщает о текущих событиях в жизни необыкновенного семейства, событиях странных, с точки зрения обычного человека, но для самих Хогбенов со-вершенно нормальных («До скорого!»). В этих и целом ряде других произведений автор утверждает необходи-мость взаимной помощи людей друг другу, отстаивает мысль о том, что человека следует ценить прежде всего по достоинствам разума и души.
Герой рассказа «Робот-зазнайка»— изобретатель Гэллер вступает в конфликт с созданным им роботом, механизмом, лишенным творческого взлета мысли, не¬смотря на сложность конструкции и непоколебимую са-моуверенность.
Фантастика помогает Каттнеру выявить тщетность попыток уйти от решения тревожных жизненных проб¬лем. Это показано на примере группы состоятельных лю¬дей, которые за большую плату укрываются в специаль¬ных подземных убежищах, где надеются обрести желае¬мый покой («День не в счет»). Писатель ратует за ак¬тивную социальную позицию, которая, однако, не долж¬на диктоваться эгоистическими поползновениями к бес¬предельной власти над всем живущим («Работа по спо¬собности») и не может позволить смотреть на гибнущие города глазами равнодушных туристов — гостей из буду¬щего («Лучшее время года»). Б ряде произведений Каттнер заостряет внимание на ответственности челове¬ка за свои действия, это — проблема нравственная, воп¬рос совести. В своеобразной ситуации Фауста оказыва¬ется герой рассказа «Сим удостоверяется...». Он заклю¬чает сделку с чертом и по ее условию лишается сове¬сти— «детали», контролирующей поведение, что приво¬дит его к тягчайшим преступлениям. Хотя писатель не посягает на основы капиталистического общества, он не допускает, чтобы зло восторжествовало, и преступника настигает заслуженное возмездие.
 
ZelchikДата: Вторник, 24.02.2009, 21:25 | Сообщение # 21
почетный член клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 404
Репутация: 9
Статус: Offline
Урсула Ле ГУИН Род. в 1929 г.
Произведения прогрессивной американской писатель¬ницы Урсулы Ле Гуин отмечены гуманизмом и прониза¬ны убеждением в том, что за счастливое будущее челове¬чества надо бороться.
Урсула Ле Гуин выросла в семье крупного американ¬ского ученого-антрополога, знатока культуры индейцев. Ее мать была писательницей.
Первое произведение У. Ле Гуин — рассказ «Апрель в Париже» (1962), герой которого — алхимик XV в. Ле-нуар — силою знаний вызывает в свое жилище предста¬вительниц разных исторических эпох.
Затем последовал ряд произведений, где отразились критическое отношение автора к американской действи¬тельности, поиски иных путей развития общества. Основ¬ное внимание писательница обращает на внутренний мир героев. Наиболее известны ее роман «Планета изг¬нания» (1966) и повесть «Слово для „леса" и „мира" од¬но» (1968). Содержание этих произведений связано с темой расселения землян по другим планетам Вселен¬ной. В романе «Планета изгнания» изображена судьба колонии, основанной на планете звезды Эльтанин, аборигены которой живут в условиях общинно-родового строя. Перед колонистами — людьми, принадлежащими к высокой цивилизации, встает немало трудностей. Много поколений назад они потеряли связь с родиной и возможность вернуться туда, число их сокращается. Рассказывая историю любви местной девушки Ролери и колониста Джакоба Агата, автор показывает, как в борьбе с лишениями открываются пути к сближению коренных жителей планеты и пришельцев, к взаимопро¬никновению двух разных культур.
В повести «Слово для „леса" и „мира" одно» прибыв¬шая на заросшую джунглями планету Атши экспедиция с Земли осуществляет жестокую колонизацию, стремится любыми способами овладеть природными богатствами, эксплуатируя и уничтожая местное население. Один из землян, ученый-гуманист Любов, пытается удержать гла¬варей экспедиции от применения бесчеловечных методов, которые в конце концов приводят к мощному взрыву яростного негодования коренных жителей планеты. Ро¬ман был навеян событиями «грязной» войны во Вьетна¬ме, в демонстрациях протеста против которой писатель¬ница не раз участвовала.
В рассказе «Мастера» У. Ле Гуин предостерегает человечество от развязывания атомной войны, которая несет всему живому гибель, а тем, кому удастся уцелеть, жалкое существование. Надежды на будущее автор свя¬зывает с созидательной деятельностью людей.
Образный мир писательницы богат и ярок. Произве¬дения зачастую строятся на обыгрывании многозначно¬сти слов, взгляде на привычное под необычным ракур¬сом, как, например, в рассказе «Направление дороги» (1974), где повествование ведется от лица дерева, расту¬щего на обочине.
 
ZelchikДата: Вторник, 24.02.2009, 21:26 | Сообщение # 22
почетный член клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 404
Репутация: 9
Статус: Offline
Станислав Л ЕМ Род. в 1921 г.
Польский писатель С. Леи — один из виднейших представителей современной социальной фантастики. Во время второй мировой войны, в период фашистской ок¬купации, он был участником движения Сопротивления, а после войны, окончив медицинский факультет Краков¬ского университета, работал на кафедре психологии, за¬нимался историей и теорией науки. Литературная дея¬тельность С. Лема началась в 1946 г. — появились его статьи, рассказы, был написан роман «Непотерянное время» — о периоде фашистской оккупации.
В 1950 г. вышло в свет первое научно-фантастическое произведение С. Лсма — «Астронавты». Это был так на¬зываемый «роман-предупреждение» — о том, как в огне атомной войны погибла высокоразвитая цивилизация.
Тема будущего человечества проходит через ряд про¬изведений С. Лема. В романе «Магелланово облако» (1955) предстает Земля XXXII в. Повествование ведется от имени молодого врача с гигантского звездолета «Гея», направляющегося к созвездию Центавра. Беседы и воспоминания астронавтов воссоздают картины жизни человеческого общества на обновленной Земле.
С. Лем показывает, как в долгом космическом путе¬шествии выявляются и совершенствуются характеры лю¬дей. Тонкой, но крепкой нитью тянется в даль будущего связь с нашим XX веком. В трудную минуту участники экспедиции находят моральную поддержку в рассказан¬ной одним из них «древней» истории о стойкости немец¬кого коммуниста, несмотря на пытки, не выдавшего гес¬тапо своих товарищей.
Во многих произведениях С. Лем разрабатывает тему встречи человечества будущего с проблемами, для пони¬мания которых, «может быть, потребуется много труда, жертв, недоразумений, даже поражений», т. е. с «Неиз¬вестным», как говорит писатель. К числу таких проблем относится контакт человечества Земли с обитателями других планет. Герои романа. «Эдем» (1959) после ава¬рии звездолета попадают на планету Эдем. Они видят здесь следы деятельности разумных существ, встречают¬ся с ними, наблюдают их странную для землян жизнь. Писатель показывает, как трудно понять друг друга представителям разных цивилизаций.
Особенно интересно раскрыта тема встречи с «Неиз¬вестным» в повести «Солярис» (1961). В предисловии к ней С. Лем писал: «Я хотел сказать этой повестью, что в Космосе нас наверняка подстерегают неожиданности, что невозможно всего предвидеть и запланировать зара¬нее, что этого „звездного пирога" нельзя попробовать иначе, чем откусив от него. И совершенно неизвестно, что из всего этого получится».
Роман «Голос Неба» (1967) тоже связан с темой кон¬такта разных цивилизаций, разных миров. Он'написан в форме воспоминаний математика Хоггарта о неудачной попытке ученых расшифровать сигнал, пришедший на Землю из Космоса. Рассказывая о проекте «Голос Неба», созданном в США для расшифровки послания, автор устами своего героя осуждает буржуазный мир, антигу¬манность его науки, социальную и философскую ограни¬ченность, которая может помешать общению с мирами, уже достигшими высших форм социального развития.
В творчестве С. Лема немалое место занимают рас¬сказы, большей частью объединенные в циклы. В цикле «Навигатор Пирке» автор показывает, как молодой кур-сайт становится мастером космического пилотирования, умеющим найти выход из самого трудного положения. Герой цикла рассказов «Звездные дневники Ийона Тихо¬го» — «знаменитый звездопроходец, капитан дальнего галактического плавания, охотник за метеоритами и ко¬метами, неутомимый исследователь, открывший восемь¬десят тысяч три мира» Ийок Тихий — своего рода косми¬ческий барон Мюнхгаузен. Рассказы о «подвигах» Тихо¬го средствами сатиры обличают разные стороны жизни капиталистического общества. В юмористической «Кибериаде» повествуется о подвигах роботов-конструкто¬ров Трурля и Клапауциуса. которые бродят по планетам, неся «далеким народам добрый совет и помощь» и пере¬живая множество забавных приключений.
Среди книг С. Лема есть научные работы о пробле¬мах космонавтики («Выход на орбиту»), футурологии («Сумма технологии»), фантастики («Абсолютный ва¬куум»).
 
ZelchikДата: Вторник, 24.02.2009, 21:27 | Сообщение # 23
почетный член клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 404
Репутация: 9
Статус: Offline
Майкл Джон Муркок - английский писатель (1939 г.р.) еще в школе начал издавать рукописные научно-фантастические журналы. Муркок - автор нескольких чисто фантастических романов. Но более всего он известен как представитель жанра «героической фэнтези». За романы этого жанра Муркок единственный из английских писателей включен в Гильдию Меченосцев и Колдунов Америки. Стержневой мотив, пронизывающий произведения Муркока, - идея множественности «универсума», под которым понимается Вселенная, где сосуществуют различные реальности».
 
ZelchikДата: Вторник, 24.02.2009, 21:27 | Сообщение # 24
почетный член клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 404
Репутация: 9
Статус: Offline
Андре Нортон (1912 г.р.) – псевдоним американской писательницы Эллис Мэри Нортон, автора более 100 фантастических романов, сборников, рассказов, чье имя широко известно во всем мире. Настоящая известность пришла к ней благодаря произведениям, написанным в жанре фэнтези. Это прежде всего цикл романов о колдовском мире: «Колдовской мир» (1963), «Паутина Колдовского мира» (1964), «Год Единорога» (1965), «Колдун из Колдовского мира» (1968) и др. За цикл Нортон была введена в Гильдию Меченосцев и Колдунов Америки – клуб американских писателей, работающих в жанре фэнтези.
 
ZelchikДата: Вторник, 24.02.2009, 21:29 | Сообщение # 25
почетный член клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 404
Репутация: 9
Статус: Offline
Клиффорд САЙМАК Род. в 1904 г.
Взаимопонимание и дружеское сосуществование — такими должны быть отношения между разными форма¬ми разумной жизни на планетах Вселенной. Эта главная идея проходит через произведения американского писа¬теля-фантаста Клиффорда Доналда Саймака.
Сын фермера из штата Висконсин, К. Саймак после окончания университета был учителем, редактором провинциальной газеты. Литературную деятельность начал в 30-х гг. и скоро получил широкую известность. Его рассказы, повести, романы отличаются неожиданными поворотами сюжета, глубиной разработки образов геро¬ев, тонким юмором. В различных вариантах писатель рассматривает проблему контакта разумных цивилизаций.
Действие романа «Все живое...» (1965) происходит в захолустном городке США Милвиле.
Другой вариант контакта с внеземными цивилизация¬ми представлен в романе «Почти как люди» (1964). Здесь пришельцы из другого мира преследуют далеко не дружеские цели. Ими руководит стремление овладеть Землей, стать ее хозяевами.
Встреча землян с обитателями других планет прохо¬дит сквозной темой и через роман «Заповедник гобли¬нов». Здесь переплетаются научная и сказочная фантас¬тика, действуют гоблины, похожие на домовых, фей и других существ из народных легенд.
Своеобразно содержание романа «Город» (1952). Он состоит из восьми преданий о когда-то жившем на Зем¬ле семействе Вебстеров. Предания прокомментированы разумными Псами, унаследовавшими то, что осталось после исчезновения с планеты рода человеческого. В пре¬даниях и комментариях к ним отражены размышления автора, порожденные впечатлениями ..второй мировой войны и напряженной послевоенной обстановкой в США, мыслями о предназначении человека, его месте в приро: де, его обязанностях и правах в обществе. Ярко просту¬пает антивоенная направленность романа. Присутствует и тема контакта с другими цивилизациями: знакомство с обитателями Юпитера, с их образом жизни приводит к переселению многих землян на эту планету.
В повести «Сила воображения» (1968), посвящен¬ной теме творчества, действие происходит в будущем, во времена, когда писатели создают свои произведения с помощью специальных машин — «Сочинителей». Встре¬чи с посещающими Землю гуманоидами — обитателями далеких планет — заставляют, героя повести Карта от¬правиться путешествовать по этим планетам, чтобы, вдохновляясь путевыми впечатлениями, писать романы и довести без помощи машин.
Кроме названных выше романов и повестей, на русский язык переведено немало рассказов К. Саймака Среди них — пародия на произведения о роботах «Прелесть»; рассказ «Поколение, достигшее цели» — о судь-бе звездолета с Земли, летящего в Космосе более тысячи лет, чтобы основать поселение землян на далекой плане¬те. Близок по теме и другой рассказ — «Отец-основа¬тель». Тема контакта землян с пришельцами из других миров возникает в повести «Необъятный двор», в расска¬зах «Смерть в доме», «Воспителлы» и других, часто она связана с размышлениями автора о моральных пробле¬мах современности. Произведения К. Саймака проникну¬ты мягким юмором. Писатель тонко раскрывает внутрен¬ний мир персонажей своих книг, делает их близкими, ин¬тересными читателю. Главный герой у него никогда не стоит «над схваткой», руководствуется простыми челове¬ческими чувствами, всегда открыт добру.
 
ZelchikДата: Вторник, 24.02.2009, 21:30 | Сообщение # 26
почетный член клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 404
Репутация: 9
Статус: Offline
Герберт УЭЛЛС 1866—1946
Английский писатель Герберт Джордж Уэллс — один из родоначальников современной фантастики — вступил в литературу в 80-е гг. XIX в., когда научные открытия существенно меняли привычные представления о прост¬ранстве и времени, о строении, законах движения Все¬ленной и многом другом. Люди пытливого ума загляды¬вали в будущее человечества.
Г. Уэллс получил образование в области естественных наук, учился под руководством Т. Гексли — одного из единомышленников Дарвина.
Прогнозы Г. Уэллса в области научно-технического прогресса верно определили ряд важных направлений его развития. Но на первом плане в творчестве писате¬ля— социальные проблемы. Своими произведениями он хотел заставить современников задуматься над судьбами мира, предупредить их об опасных в развитии буржуаз¬ного общества тенденциях, где растущий классовый ан¬тагонизм способен привести к деградации людей и гибе¬ли всего человечества.
Сын владельца небольшой лавки в маленьком город¬ке неподалеку от Лондона, Узллс некоторое время рабо¬тал школьным учителем в провинции. Он хорошо знал жизнь той среды, где развертываются события тех его произведений, действие которых относится к современ¬ности.
В 1888 г. вышла в свет небольшая повесть «Аргонавты хроноса» —первый набросок романа «Машина времени», опубликованного в 1895 г. Это новаторское произведе¬ние — один из первых романов-антиутопий, в котором прозвучала тревога за будущее человечества.
Стремление предостеречь человечество от возможных опасностей, к которым ведут тенденции, заложенные в капиталистическом строе, показать неизбежность клас¬совой борьбы трудящихся против засилия и гнета моно¬полий ярко проявилось в романе Уэллса «Когда спящий проснется» (1899).
Возможный вариант будущего показывает Г. Уэллс и в том общественном устройстве, которое находят на спут¬нике Земли герои романа «Первые люди на Луне» (1901) —изобретатель межпланетного корабля Кейвор и его друг Бедфорд. Безобразные изменения во внешнем облике селенитов, обитающих в огромных'пустых прост¬ранствах внутри Луны, вызваны доведенным до крайно¬стей разделением 'труда. Эти уродства, свидетельствую¬щие о вреде, пагубности одностороннего развития лично¬сти, выглядят в романе как предостережение человече¬ству.
Одно из лучших произведений Г. Уэллса — «Война миров» (другое название «Борьба миров», 1898).
Едкая сатира на жестокие, бесчеловечные методы поддержания буржуазной цивилизации — роман «Остров доктора Моро» (1896). Биолог Прсндик, попавший после кораблекрушения на затерянный в океане остров, нахо¬дит там лабораторию талантливого ученого, пытающего¬ся при помощи сложных хирургических операций превра¬щать диких зверей в полулюдей. Но этот опасный экспе¬римент заканчивается катастрофой.
Еще одного талантливого ученого писатель изобра¬зил в романе «Человек-невидимка» (1897). Физик Гриффин, изобретший способ быть невидимым, живет в совре¬менной Уэллсу Англии. Свое открытие он хочет исполь¬зовать для того, чтобы получить власть над миром. Не¬видимка пробуждает в обывателях беспокойство, навле¬кает на себя преследования. Оканчивается роман траги¬чески— охотой на человека. В романе показано, что от¬чужденность людей в капиталистическом обществе, инди¬видуализм калечат талант, обрекая его на одиночество и гибель.
В центре романа «Пища богов» (1904) —гениальное открытие ученого: препарат, стимулирующий- рост жи¬вых существ..Но в условиях буржуазного общества, где в этом средстве видят лишь источник обогащения, оно приносит людям много бед и горя.
В 1906 г. выходит в свет роман «В дни кометы», где автор рисует моральное преображение мира под влияни¬ем газа, оставленного в земной атмосфере хвостом проле¬тевшей кометы. В романе «Война в воздухе» (1908), на¬писанном в духе Ж. Верна, изображена война между крупнейшими странами мира, отбросившая человечество далеко назад.
В романе «Освобожденный мир» (1914), действие ко¬торого автор переносит более чем на 50 лет вперед, пока¬заны катастрофические разрушения почти на всех мате¬риках Земли, причиненные войной с применением неизве¬стного в то время атомного оружия. Интересен данный здесь набросок нового устройства человеческого общест¬ва после войны.
В романе «Люди как боги» (.1923) Г. Уэллс приводит своего героя в страну Утопию. Мистер Барнстейпл, утом¬ленный обязанностями помощника редактора газеты и превратностями семейной жизни, летом 1921 г. уезжает в маленьком автомобиле на отдых.
В разные годы Г. Уэллс создал ряд научно-фантасти¬ческих рассказов, где человек оказывается в немыслимо сложных, непредугадываемых обстоятельствах, сталки¬вается с непонятными явлениями.
 
ZelchikДата: Вторник, 24.02.2009, 21:31 | Сообщение # 27
почетный член клуба
Группа: Администраторы
Сообщений: 404
Репутация: 9
Статус: Offline
Роберт ШЕКЛ И
Род. в 1928 г.
Многим произведениям писателя-фантаста США Р. Шекли присуща обличительная направленность, сати¬рическое раскрытие психологии потребления и бездухов¬ности.
Типичный его герой — средний американец, обладаю¬щий житейской мудростью; он живет в будущих веках, но в его переживаниях отражаются сегодняшние проти¬воречия буржуазной действительности. Непринужден¬ность повествования, острое чувство юмора — вот не¬отъемлемые свойства произведений Р. Шекли. Его пер¬вый рассказ напечатан в 1952 г., а затем один за другим выходят в свет сборники рассказов, появляются романы и повести.
Среди крупных произведений писателя — антиутопия «Билет на планету Транай» (1956). Герой ее, житель не¬большого городка в штате Нью-Джерси Марвин Гудмэн, одержим мечтой попасть в страну, где все счастливы. Услышанный от старого космического пилота рассказ о «благословенной планете Транай, там, далеко за Галак¬тическим вихрем*, толкает Марвина на долгое и трудное путешествие, в конце которого он достигает своей цели. Но уже через несколько недель, познакомившись со все¬ми обычаями транайцев и их образом жизни, едва избе¬жав гибели, Марвин ищет путей бегства с планеты, где многое напоминает ему современную жизнь в США.
Сатирическая направленность свойственна и повести «Обмен разумов» (1965). Молодой американец Марвин Флинн, решив самым дешевым способом совершить пу¬тешествие на Марс, откликается на газетное объявление некоего марсианина. Тот, желая путешествовать по Зем¬ле, предлагает кому-нибудь из землян на месяц обме¬няться с ним телами. Но совершив обмен и оказавшись на Марсе, Флинн узнает, что марсианин его обманул, от¬дав ему тело, уже бывшее предметом обмена, и по зако¬нам Марса Флинну грозит суровая кара. Последующие события заставляют героя повести во избежание гибели не раз менять свой облик и перебираться с одной плане¬ты на другую. Условный прием — «обмен разумов» — служит автору и для разоблачения антигуманистических тенденций буржуазной общественной мысли. Из Иска¬женного Мира Флинн возвращается на Землю, но вопрос, куда он попал — в родные с детства края или на дубль Земли, остается без ответа.
Против индивидуалистической психологии потребле¬ния, отягощенного иждивенческими комплексами, против сознательного расщепления человеческой личности в ми¬ре собственнических интересов Р. Шекли выступает в рассказах «Паломничество на Землю», «Стоимость жиз¬ни», «Кое-что задаром», «Похмелье» и в повести «Четыре стихии». В рассказе «Страж-птица» он показывает, к че¬му может привести полное перепоручение охраны безопасности человека роботам, а в рассказе «Поднимается ветер» затрагивает тему чреватого опасностями освоения землянами других планет. Рассказ «Проблема туземцев» в гротескной форме раскрывает отношение «цивилизо¬ванного мира» к «туземному» населению.
 
Форум » основной раздел » фантастика » Словарь писателей фантастов (Здесь представлены писатели фантасты)
Страница 2 из 2«12
Поиск:


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz